Город Кострома, история Костромы, достопримечательности Костромы

image

Город Кострома, помимо уникальной архитектуры и истории имеет ещё одну удивительную достопримечательность — загадочное имя. В слове «Кострома» скрывается какое-то очарование седой старины и невозможность объяснить связь между названием города и языческим божеством. И это правильно, так как никакой связи, кроме созвучия, просто нет.

Не секрет, что большинство топонимов и гидронимов России имеют неславянское происхождение. Что они означают? Над этим бьётся уже не одно поколение историков и краеведов. Однако в «Википедии» по поводу дешифровки того или иного имени реки или населённого пункта обычно сообщается, что

«не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия».

И Кострома тут не исключение. Как правило, название города связывают с древним языческим праздником «Похороны Костромы». Но назвать город в честь некоего ритуала странно и нелогично. А логика и здравый смысл подсказывают, что любой топоним и гидроним неразрывно связан со спецификой местности или населённого пункта. Другими словами, слово «Кострома» должно быть однозначно мотивировано по отношению к неким условиям — промысел, выдающаяся особенность местности, имя основателя и т.д.

Плюс, для дешифровки слова необходимо знать: а) что за население проживало на данной территории; б) что означает слово на языке этого народа. И – важно! – понимать, что стопроцентной вероятность первоначально искомое слово звучало иначе и со временем изменилось, часто до неузнаваемости. К счастью – не в случае Костромы.

Кострома. Происхождение и значение названия города

По мнению учёных на территории Костромы давным-давно проживал таинственный народ меря. Как разговаривали меря – решительно непонятно, так как меря обрусели и начисто забыли свой язык. Правда ещё в XVIII веке некоторые исследователи считали, что меря никуда не делись, а проживают там, где и проживали сотни лет, и русские называют этот народ мордвой. Уже в наше время вполне обосновано выдвигаются версии, что все летописные племена – чудь, весь, меря, мурома, мещёра – племена с общей культурой и языком, отличающимся друг от друга на уровне диалектов. Да, да 1000 лет назад язык автохтонов скорее всего отличался от современного, тем не менее, с помощью того же эрзянского языка, как показала практика, лечатся самые безнадёжные топонимические загадки. Недаром его называют «финно-угорский санскрит».

image
Город Кострома. Фото начала XX века

Итак, если на территории Костромы проживал народ меря-мордва, можно предположить, что название города Кострома что-то да означает в эрзянском или мокшанском языках.

И скорее всего, слово «Кострома» когда-то было словосочетанием, которое описывало некую данность. Какую?

Косто — откуда (где); рамамс — покупать (тоговать)

То есть, Кострома — «Город, в котором торгуют».

Кострома – «город, в котором торгуют» – это во сто крат более мотивированный перевод топонима, чем всякие языческие божества, костры и солома. Кстати, есть информация, что у торговцев-офеней слово «костёр» существовало в значении «город». То есть, в древности город Кострома был неким торговым центром, настолько значимым, что его название и сотни лет спустя в профессиональной среде торговцев обозначало город.

Ну, что же. С происхождением и значением названия города Кострома, кажется, разобрались. И у нас в планах рассказать вам о том, что же такая богиня Кострома и почему её нужно было всенепременно похоронить.

Похожие записи:

Город Буй. Происхождение названия и значение слова Город Москва. Происхождение названия и значение слова “москва” Город Галич. Происхождение названия и значение слова “галич” Кидекша. Неизвестная достопримечательность

Расскажем об истории славного русского города Костромы. Кострома расположена в 370-ти километрах от столицы современной России, северо-восточней. Население Костромы – 300.000 человек. Стоит город на двух реках – Волге и Костроме.

Город Кострома основан, примерно, в 1152 году. Основателем Костромы является князь Юрий Долгорукий. В русских летописях, город упоминается лишь в 1213 году, когда во время усобиц, Кострома была разорена и сожжена. В 1238 году Кострома подверглась набегу татаро-монголов. Период с 1272 по 1276 обусловлен подъемом княжества. Так вышло, что костромской князь Василий Ярославич получил владимирский престол, но от костромских владений не отказался, и делала все на благо своей родной земли.

Стоит сказать несколько слов об истории происхождения названия города.В  Есть две версии, происхождения слова – Кострома. Первая: слово Кострома происходит отВ  финно-угорского слова В«кострумВ» – крепость; Вторая связанна с язычеством. Кострома – имя языческого божества. На языческих праздниках Кострома представляла из себя соломенную куклу, возле нее водили хороводу и плясали, а потом куклу сжигали или сбрасывали в реку. Язычество было сильно в деревнях вокруг Костромы. Обряды с куклой, говорят проводились аж до 19 века.

Однажды, костромской князь Василий Квашня охотился в лесу. Во время охоты, князь увидел на сосне икону. На иконе была изображена Богоматерь. Князь позвал из Костромы священников, и они отслужили возле иконы молебен. Икона была поставлена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Священники обнаружили на другой стороне иконы еще один образ – мученицы Параскевы Пятницы. Однажды, в церковь, где хранилась икона, зашли купцы, приехавшие в Кострому из города Волжского.

Купцы увидели икону, и рассказали, что до нашествия татаро-монголов, этот образ находился у них в городе. Эта икона стала настоящей костромской святыней. Когда в русских городах, одни за одним стали вспыхивать восстания против татарских сборщиков дани, ордынцы стали посылать карательные отряды. Костромское войско пошло в бой с иконой, и одержало победу. Легенда гласит, что неприятель был ослеплен ярким светом, шедшим от образа.

В середине 14 века, Кострома вошла в состав Московского княжества. Во время набега на Москву Тохтамыша, в Костроме прятался Дмитрий Донской вместе со своей семьей. Кострома была важной торговой базой. Город на Волге не обделяли вниманием ни восточные, ни русские купцы.В 

Речные разбойники не раз грабили Костромских купцов. Однажды, разбойники, пришедшие из Новгорода, явно перегнули палку, и Дмитрию Донскому пришлось идти на Новгород с походом. Во время пожараВ  в 1413 году, в Костроме сгорело 30 храмов. Благодаря этому историческому факту, можно смело утверждать, что Кострома была большим экономически развитым русским городом.

Непростой период в истории Костромы был с 1425 по 1450 годы.В  На Руси шло соперничество за главенство над русскими землями. А Кострома находилась между Московским и Галицким княжеством, соперничавшими между собой. Поэтому Кострому часто грабили как Московский, так и Галицкие князья. Не обходили стороной Кострому и казанские татары.

В годы В Смутного времени, Костроме пришлось нелегко. В 1608 году польский отряд захватил город. В соседнем Галиче поднялось народное восстание. Ополченцы освободили Галич, а потом и Кострому. Вскоре народное движение в Костроме было подавленно. Поляки во главе с Лисовсим двинулись на Галич.

Спустя год, новое ополчение выбило поляков из Костромы. Оставшихся в живых, засели в Ипатьевском монастыре, осада которого длилась более полугода. В итоге В стена монастыря была взорвана, русские одержали победу. В 1612 году польские интервенты были изгнаны с русских земель.

Кострома была родовой волостью нового русского царя Михаила Федоровича Романова.В  Костромская земля не раз дарила России героев. Так, город Кострома – малая Родина Ивана Сусанина, о подвиге которого ходят легенды. Иван Сусанин, замечательный русский человек, положившись свою жизнь за царя, веру православную и русскую землю

Среди достопримечательностей Костромы, есть музей, посвященный подвигу Ивана Сусанина, который находится в поселке Сусанино, на Советской улице. Среди других достопримечательностей особого внимания заслуживают композиции Историко-Архитектурного и Художественного музея заповедника. Что же тут интересного? – здание Пожарной каланчи, Дворянское собрание в котором представлены экспонаты, рассказывающие о жизни и обычаях местного дворянства, Романовский музей с иконами и картинами. Этот замечательный комплекс находится на проспекте Мира.В 

Будучи в городе, обязательно зайдите в: В«Костромскую слободуВ», которая представляет собой музей деревянного зодчества.В  Не обойдите вниманием Музей Природы, тут представлены чучела животных обитающих в костромской губернии. Большой интерес для туриста будет представлять Музей-Усадьба Льна и Бересты.

Достопримечательностью современной Костромы являются и дореволюционные постройки, деревянные дома, коих в городе достаточно. Много старинных деревянных зданий на улицах: Ивановской, Свердлова, Шагова, Энгельса, Смиоленской и Лермонтова.В  Среди достопримечательностей Костромы православные храмы: Собор Воскресения Христова на Нижней Дебре, Церковь Иоанна Златоуста, Церковь Спаса Нерукотворного на Запрудне, Церковь Святых мучеников Александра и Антонины. Не меньше, чем в любом русском городе в Костроме православных монастырей: Свято-Троицкий Ипатьевский Мужской Монастырь, Богоявленско-Анастасиин Женский Монастырь.

Кострома оставляет впечатление уютного, добродушного и гостеприимного русского города с неповторимым местным колоритом и обилием интересных мест русской старины. С площади Сусанина, можно взять конный экипаж и проехать к Богоявленско-Анастасииному монастырю.В  Дорога явно не напомнит Вам 21 век. Вы окажитесь в самой настоящей, дореволюционной, патриархальной Российской Империи.

Гостиницы Костромы : В«ВербаВ» (рабочий проспект), В«Ипатьевская слободаВ» (ул.Береговая), В«КостромаВ» (Улица Советская), В«ВолгаВ» (улица Юношеская).

День города:

в конце августа

Год основания: 1152

Возраст: 869 лет исполняется в 2021 году

Основан: Князем Юрием Долгоруким

Мероприятия в честь праздника сопровождаются многочисленными событиями. Организовываются спортивные соревнования по пляжному волейболу, футболу, легкой атлетике. Победителям вручаются ценные призы. Устраивается выставка работ народных мастеров. Умельцы делятся собственным опытом с посетителями. Театрализованное шествие проходит по центральным улицам населенного пункта.

Турниры по шахматам собирают поклонников древней игры. Выступают творческие коллективы, молодые группы. Готовятся развлекательные программы для детей и взрослых. Музеи открывают двери для людей, интересующихся историей и искусством. Вечером на сцену поднимаются популярные исполнители. Памятная дата завершается фейерверком.

День города Кострома отмечается в августе, как правило, в конце месяца. Дата события определена в уставе. В 2021 году день празднования устанавливается решением Думы города.

Информация о городе

Кострома является административным центром одноименной области. Находится на западе Российской Федерации. Расположена на берегах Горьковского водохранилища реки Волги. Экономика представлена предприятиями текстильной, машиностроительной, деревообрабатывающей, пищевой отраслей.

Через населенный пункт проходит автомобильная трасса федерального значения Р600. Функционирует железнодорожное сообщение. Имеется гражданский аэропорт «Сокеркино», действует речной порт. Работают средне-специальные учебные заведения, ВУЗы и их филиалы. Численность населения составляет более 270 тысяч человек.

История Костромы

История Костромы начинается в эпоху бронзового века с поселений финно-угорских народов. Основание населенного пункта приписывается князю Юрию Долгорукому в 1152 году. Он становится объектом междоусобиц в XIII веке. 1238 год ознаменовался значительными разрушениями в результате захвата Золотой Ордой. В XIV столетии он вошел в состав Московского княжества.

Речь Посполита заняла территорию в Смутное время. Реформы Петра I сделали ее провинцией. При Екатерине II она являлась центром одноименного наместничества. Здесь началось активное гражданское строительство. Появилось текстильное производство, мануфактуры, культурные учреждения. С приходом советской власти была проведена индустриализация.

В период Второй мировой войны произошла эвакуация госпиталей, учреждений. После ее окончания населенный пункт получил стремительное развитие. В составе РФ сохранил позиции одного из ведущих культурных, экономических центров.

Герб

скачать картинку

Герб Костромы представлен в виде французского щита. В голубом поле изображена золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами, плывущая вправо от зрителя по волнам лазоревого цвета с серебряными гребнями. На мачте судна расположен Императорский штандарт. На полотнище изображен российский государственный орел времен Екатерины Великой.

Художественная композиция принята решением Думы города от 22 августа 2002 г. № 153 (ред. от 27.12.2007 № 168). Восходит к исторической версии геральдики.

Флаг

скачать картинку

Флаг Костромы выполнен в виде прямоугольного полотнища. Отношение его сторон – 2:3. Он разделен на четыре горизонтальные полосы. Каждая из них относится к высоте полотнища в следующей пропорции: голубая – 1/2, золотистая и белая по 1/8, синяя – 1/4. В левом верхнем углу изображен основной элемент герба – галера.

Художественная композиция внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 1491.

Гимн

Припев: Колокола звонят над Костромой, Живи в веках, любимый город мой, Плывёт над Волгой милой перезвон, Я шлю тебе, земля моя, поклон.

Слова В. Виноградовой.

Календарь праздничных дней на май 2017 года Как отдыхаем на 12 июня 2017 года

Города России155

  • Какого числа день города Курган в 2021 году

    в августе

    Основан: Крестьянином Тимофеем Невежиным в 1679 году

    Возраст: 342 года

  • Когда день города Красноярск в 2021 году

    в июне

    Основан: Воеводой Андреем Дубенским в 1628 году

    Возраст: 393 года

  • День Краснодара в 2021 году

    22-23 сентября 2018 года

    Основан: Черноморскими казаками в 1793 году

    Возраст: 228 лет

  • День города Красногорск в 2021 году

    в начале сентября

    Основан: Президиумом Верховного Совета РСФСР (присвоен городской статус) в 1932 году

    Возраст: 89 лет

История древнего города

Кострома является одним из известнейших городов Золотого кольца России, его жемчужины. Расстояние от Москвы составляет 330 км. Предположительно город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким в качестве сторожевой крепости на северных рубежах Руси, чтобы защищать границы от волжских булгар. Расположена на берегах Волги при впадении в нее реки Костромы. Построен город на землях угро-финского племени мерян, его название «Кострома» – слово мерянское.

Каждой весной жившие здесь племена приносили жертву богу солнца – Яриле. Хоровод девушек с песнями нес на берег реки большую соломенную куклу, которую называли Кострома. Там Кострому топили или сжигали, принося жертву богу Яриле. Этот самый главный обряд – похороны Костромы, видимо, и дал название будущему городу.

В летописях первое упоминание Костромы относится к 1213 году. В это время шла междоусобная война потомков владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо, во время которой город был сожжен войсками ростовского князя Константина Всеволодовича. Однако Кострома быстро поднялась и с 1246 года город становится центром самостоятельного княжества, которым правил Василий Ярославич младший брат Александра Невского.

В деревянной церкви, построенной во имя святого Федора Стратилата долгое время находилась главная святыня Костромы – чудотворная икона Федоровской Божией Матери, обретенная князем Василием Ярославичем чудесным образом. Когда князь был на охоте, недалеко от него промелькнул какой-то зверь, князь бросился за ним и вдруг остановился. Впереди, на сосне, он увидел икону Богоматери. Князь хотел взять ее, но икона поднялась в воздух. Он поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все вместе направились к лесу. Совершив молебен, священники приняли икону на руки и понесли в Кострому. Там поставили ее в храме великомученика Федора Стратилата. С тех пор жители обращались за помощью и защитой к чудотворному образу.

Когда в 1262 году во всей Северо-Восточной Руси вспыхнуло восстание против ордынских угнетателей, Кострома приняла в нем активное участие, разгромив подошедший к городу карательный отряд. Перед этим нашествием костромской князь Георгий Васильевич, страшась, что его город постигнет та же страшная участь, что и другие города, долго молился перед Федоровской иконой, а затем взял ее с собой на поле битвы. Чудотворную икону несли перед ополчением. Когда татары пошли в наступление вдруг яркие лучи, исходящие от иконы, ослепили их. Татары обратились в бегство. Божия Матерь спасла Кострому. На том месте, где во время битвы находилась икона, был поставлен крест, а озеро, находящееся рядом, стало называться Святым.

Князь Владимир любил Кострому. В городе совершались княжеские свадьбы, собирались съезды князей и т.д. В середине XIV века, после присоединения к Московскому княжеству, Кострома являлась опорным пунктом русского государства в Поволжье. Со времени Дмитрия Донского Кострома, как и вся территория великого княжения, становится наследственным владением московских князей.

В 1380 году Костромской полк, которым командовал боярин Иван Квашня, в составе общерусской рати принимал участие в битве на Куликовом поле. В конце XIV – начале XV веков Кострома была хорошо укрепленным городом. Именно сюда для сбора войск во время нашествия Тохтамыша в 1382 году приехал Дмитрий Донской. В 1409 году в Костроме спасался от нашествия Едигея сын Дмитрия Донского Василий.

В середине XV века Кострома довольно часто становится ареной боевых действий в междоусобной борьбе Москвы и Галича. Во второй половине XV – первой половине XVI веков Кострома выполняет важную роль крепости на русско-казанском рубеже. После того, как в 1552 году Казань присоединили к Московскому государству, Кострома утрачивает значение крепости, но становится важным центром на волжском торговом пути.

В 1598 году на месте деревянного Троицкого собора царь Борис Годунов построил величественный каменный собор, вокруг которого были возведены мощные стены с башнями. В Троицком соборе похоронены отец и мать Годунова. Ипатьевский монастырь делится на Старый и Новый город. Стены Старого города возведены при Борисе Годунове, а Новый построен царем Михаилом.

Все русские цари из дома Романовых с благоговением посещали Кострому и Ипатьевский монастырь, откуда пошла царская династия. Долгие годы в Ипатьевском монастыре хранилась Ипатьевская летопись – копия XV века с древнейшего летописного свода Киевской Руси. В нее входит «Повесть временных лет», Киевский свод XII века и Галицко-Волынская летопись.

XVI столетие является временем экономического подъема и роста города. В нем начинается каменное строительство, сооружается городской Успенский собор, в 1559 – 1565 годах при царе Иване Грозном возводится Богоявленский собор Богоявленского монастыря, в котором находится Федоровская икона Божией Матери. В конце XVI – начале XVII веков активное строительство ведется в пригородном Ипатьевском монастыре, которому покровительствовал Борис Годунов и его родственники.

Значительную роль играла Кострома в событиях Смутного времени. После гибели Лжедмитрия I сюда была сослана часть свиты Марины Мнишек. В 1609 года отряды «тушинского вора» и его польских сторонников овладели городом и сделали своим опорным пунктом Ипатьевский монастырь с его каменными стенами, совершая оттуда набеги на окрестности. Костромское ополчение осадило монастырь и взяло его штурмом. Активное участие жители города принимали в организации народных ополчений 1609 и 1612 годов. В 1612 году нижегородское ополчение останавливалось в Костроме по пути в Ярославль.

Особого расцвета достигла Кострома в XVII веке. В это время по экономическому значению она занимала четвертое место среди русских посадов, уступая лишь Москве, Ярославлю и Казани. Значительную часть населения составляли ремесленники различных специальных специальностей. На всю страну славилось костромское мыло и кожи костромской выделки.

Во время пожара 1654 года погибла большая часть городской застройки. Через два года эпидемия чумы погубила почти две трети населения. Экономические тяготы населения, связанные с увеличением налогов из-за затяжной войны с Речью Посполитой, вызвали в 1660 году восстание посадских людей и крестьян, которое было жестоко подавлено правительственными войсками.

Во второй половине XVII века Кострома становится известным центром художественной культуры. Костромские умельцы работали во многих городах государства, часто приглашались в Москву для выполнения царских заказов. Особой известностью пользовались Гурий Никитин и Сила Савин, которые считались крупнейшими мастерами монументальной живописи XVII века.

В течение второй половины XVII века в городе ведется монастырское и посадское каменное строительство: возводятся Троицкий собор Ипатьевского монастыря, каменные стены Богоявленского монастыря, церковь Воскресения на Дебре и Троицкая церковь, церкви на Городище и в слободе Ипатьевского монастыря. Но в основном городская застройка до второй половины XVIII века оставалась деревянной.

Троицкий собор в 1649 году был разрушен от взрыва пороха, но был отстроен заново. Внутри стены собора расписаны выдающимися художниками-костромичами Силой Савиным и Гурием Никитиным. Время пощадило самый прекрасный костромской храм – пятиглавую церковь Воскресения на Дебре, построенную в 1652 году купцом Е.Г. Исаковым. Прекрасен не только сам храм, но и его ворота. Столбы ворот декорированы резными фигурами фантастических птиц, львов, единорогов. Ворота окружены небольшими башнями с нарядными шатрами и главами.

Со строительством этого храма существует историческое предание. При разгрузке прибывших из Англии товаров, рабочие Исакова нашли бочонок с золотыми монетами. Исаков сообщил об этом в торговое представительство Англии – Аглицкий дом. В ответе, который пришел из Англии, говорилось, что о том как бочонок с монетами оказался среди товаров, англичане не знают и поэтому назад не требуют. Но просят употребить монеты на богоугодное дело. Некоторые историки считают, что львы и единороги на воротах церкви Воскресения появились потому, что эти животные изображены на гербе Великобритании.

В начале XVIII века для Костромы, как и для многих городов центральной России, связанных с Москвой и с северным и волжским торговыми путями, перенос столицы в Петербург послужил причиной экономического упадка. Только в середине века в городе возникает крупная полотняная фабрика Углечаниновых. К концу века здесь начали работу пять суконных фабрик.

В 1773 в пожаре сгорел почти весь деревянный город. Это событие послужило толчком для разработки нового плана застройки Костромы. После разработки план застройки города был утвержден императрицей Екатериной. Воплощению нового плана городского строительства способствовало объявление Костромы в 1778 году центром губернии. В результате реализации проекта Кострома получила веерную планировку, центром которой является торговая площадь многоугольной формы. Застройка городского центра продолжалась несколько десятилетий. В процессе ее осуществления были срыты городские валы, засыпаны рвы, устроены бульвары. Центром Костромы стала полукруглая площадь, от которой веером расходятся улицы. Аркады торговых рядов, торжественные колоннады старинных зданий, башни, красивые ограды и ворота остались до наших дней.

В XIX веке Кострома превращается в крупный промышленный центр. В 1851 году на берегу реки Запрудни московскими торговцами Кашиным, Михиным и Зотовым строятся прядильная и ткацкая фабрики. В 1887 году заканчивается строительство железнодорожной ветки Нерехта-Кострома, которая обеспечивает городу более тесную связь с всероссийским рынком.

Кострома обладает богатой историей древнего города и бесценными страницами его «каменной летописи. На улицах города много памятных мест, музеев, старинных особняков с кованными оградами, столетние липы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Отдых и туризм

image

Кострома – один из красивейших городов Золотого кольца России, расположенный на берегах великой русской реки – Волги, в 352 км к востоку от Москвы. Сегодня это не только исторический и культурный центр, достопримечательности которого привлекают туристов из разных стран мира, но и город с развитой промышленностью. История Костромы действительно очень длинная и богатая событиями, каждое из которых отмечено историческими памятниками и достопримечательностями. А событий этот город пережил немало.

История Костромы

Впервые о Костроме упоминается в середине XII века – в 1152 году. Князь Юрий Долгорукий велел заложить на берегу реки Сулы крепость. Название города – Кострома, историки трактуют по-разному: есть версия, что это название происходит от слова «костр» – «крепость, укрепление»; другая версия – название города имеет чисто языческие славянские корни, и происходит от названия древнего праздника в честь Ярилы – славянского бога солнца. Душу древнего города можно почувствовать, только побывав в Костроме, прикоснувшись к её уникальным историческим памятникам и достопримечательностям.

В первой половине XIII века Кострома, которая только что была отстроена, подверглась нападению монголо-татар. Город был сожжён, однако быстро начал отстраиваться вновь, и уже в 1246 году стал столицей одноимённого княжества. В последующие 100 лет в окрестностях Костромы стали строиться укреплённые монастыри, а в 1364 году город стал частью Московского княжества.

На сегодняшний день в Костроме сохранилось множество древних архитектурных ансамблей и отдельных памятников, в том числе исторических и промышленных зданий. Наиболее древние из построек находятся на территории Ипатьевского и Богоявленского монастыря.

Ипатьевский монастырь

image

Ипатьевский монастырь стоит между двумя реками – Волгой и Костромой. При постройке он был обнесён дубовыми стенами – ведь в то время монастыри имели не только религиозное, но и важное стратегическое значение – защищали подступы к городу. Потом были построены каменные стены, и монастырь стал ещё больше похож на крепость.

Во времена Бориса Годунова здесь строились каменные монастырские здания, а когда правящей династией стали Романовы, они тоже покровительствовали монастырю. Ведь именно здесь, в Троицком соборе монастыря, в 1613 году произошло одно из величайших событий – избрание на царство Михаила Романова. После этого Ипатьевский монастырь стал занимать особое место в русской истории. Ремонтные и строительные работы здесь стали выполнять лучшие местные и московские мастера, и на их осуществление казной выделялись немалые суммы.

В библиотеке Ипатьевского монастыря сохранились древние документы и рукописи, позволяющие воссоздать многие события тех времён. В частности, в монастыре сохранился один из древнейших памятников русской письменности, ценный летописный свод – Ипатьевская летопись, которая сегодня хранится в Петербурге, в Академии наук.

Соборный храм Троицы – первое каменное строение монастыря, – был построен примерно в 1560 году, но не прошло и 100 лет, как он разрушился из-за взрыва. Однако буквально через несколько лет был возведён новый Троицкий храм – пятиглавый, крестово-купольного типа.

Тогда же началась роспись папертей храма местными иконописцами. Настенные росписи – фрески Троицкого собора представляют собой более 80 композиций, расположенных несколькими ярусами. Росписи изображают моменты жизни и деятельности многих русских князей и царей, среди которых особое место отводится Михаилу Романову.

В начале XVII века к монастырской звоннице, расположенной рядом с Троицким собором, по заказу Годуновых пристраивают южную часть – в виде крепостной стены, а после 1613 года здание с кельями, расположенное у западной стены, стало называться палатами Романовых, так как в них жил юный царь Михаил со своей матерью.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

image

История Богоявленско-Анастасиина монастыря начинается с середины XV века – тогда была построена первая монастырская крепость, защищавшая подступы к Костроме. Монастырь основан учеником великого Сергия Радонежского – старцем Никитой. Главный собор монастыря начал строиться в 1559 году, и стал первым каменным сооружением города.

Вообще ранее на этом месте было три разных монастыря: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский, основанный Анастасией, любимой супругой Ивана Грозного. Однако в середине XIX века здесь случился пожар, и мужской монастырь перестал существовать.

Анастасиин монастырь был упразднён ещё раньше – во второй половине XVIII века, и все монахини были переведены в Крестовоздвиженский женский монастырь. Тем не менее, уже через 10 лет монастырь был восстановлен на том же месте, и стал называться Крестовоздвиженский Анастасиин.

Сегодня этот монастырь – действующий, и почти все туристы и путешественники, приезжающие в Кострому, стремятся посетить его. Историческая и архитектурная ценность этого памятника несомненна, однако людей привлекает не только это: ведь в монастыре хранится самая знаменитая святыня Костромы – древняя икона Фёдоровской Божьей Матери, считающаяся чудотворной.

image

Возраст этой иконы – более 800 лет, а чудотворной её называют потому, что множество людей, молившихся Богородице, получили исцеление. Однако помощи у иконы просили не только обычные люди, но и власть имущие. Желая защитить город от бед и проблем, мэр Костромы вместе с владыкой Александром однажды решили начертить чудотворной иконой крест над всем городом. Тогда это решение поддержал и Алексий II.

Такие случаи с иконами были и раньше: так, во время Великой Отечественной войны, Генеральный штаб принял решение – наложить воздушный крест на окружённую немецкими войсками Москву, и тогда в небо над столицей поднялся самолёт, на борту которого находилась икона Казанской Божией Матери.

Сегодня Богоявленско-Анастасиин монастырь действует, а в сохранившемся на его территории здании Трапезной палаты, главным украшением которого считаются нарядные оконные наличники, находится Духовная семинария.

Церковь Воскресения на Дебре

image

Ещё один знаменитый историко-архитектурный памятник Костромы – Церковь Воскресения на Дебре. Инициатором и главным спонсором её строительства был купец К. Исаков, занимавшийся международной торговлей – он торговал с англичанами красками и кожей.

По легенде, однажды он обнаружил в одной из бочек, прибывших с партией товара из Англии, золотые монеты, и решил вложить их в строительство церкви. В то же время церковь строилась и на средства посадских людей – она является единственной посадской церковью города, сохранившейся до нашего времени.

В этой церкви особенно прекрасен иконостас – резной, украшенный тончайшим, раскрашенным и позолоченным орнаментом. Примечательно, что входные ворота церкви украшены не только изображениями персонажей русских мифов и легенд, но и английскими королевскими символами.

Конечно, в Костроме есть не только исторические достопримечательности – это современный город, в котором хорошо развита лёгкая и текстильная промышленность, а также ювелирное дело. Подарки и сувениры здесь можно подобрать на любой вкус.

Особенно удивительны сувениры из бересты: берестяные магниты на холодильник, записные книжки, заколки и другие поделки.

Кострому не зря называют колыбелью ювелирного искусства – в городе есть ювелирные заводы, на которые можно даже попасть с экскурсией, и сразу купить приглянувшиеся украшения.

Кроме того, только здесь можно купить уникальные изделия из натурального льна – такой возможности нет в других городах Золотого кольца.

Сегодня Кострома привлекает туристов не только древними памятниками и достопримечательностями, но и чудом сохранившимся обаянием, присущим только старинным городам купеческой Волги.

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий