Храм Иоанна Златоуста в Астрахани: 250 лет истории — История, события, факты, общество, люди … — LiveJournal

Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Еще одна знаменитая церковь Ярославля — Иоанна Златоуста — входит в состав ансамбля в Коровниках. Это замечательный образец архитектуры 17 века, выстроенный на средства посадских людей, которые жили в то время в Коровницкой слободе.

Построенная по соседству церковь Владимирской иконы Богоматери во многом повторяет внешний вид Златоуста.

Обращенное к Волге алтарное окно на восточном фасаде храма мастера украсили роскошным наличником. Построенная по соседству церковь Владимирской иконы Богоматери во многом повторяет внешний вид Златоуста, но к ней еще примыкает трапезная палата. Храмы отделены друг от друга колокольней и Святыми воротами.

Адрес: Ярославль, ул. Портовая набережная, д. 2.

February 17th, 2016, 01:53 pm

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе.

Коровницкая слобода (Коровники) — историческое название района Ярославля, находящегося на правом берегу Которосли, в месте ее впадения в Волгу. Происхождение топонима краеведы связывают с практикой выгула коров в какие-то совсем стародавние времена, — когда городской слободы как таковой здесь еще не было, зато наличествовали все прелести деревенской жизни. Однако в XVI-XVII вв. Коровницкая слобода — уже однозначно в черте города — процветала и была местом компактного поселения людей причастных к рыбному промыслу. Еще здесь селились «кирпичники» — ремесленники, занимающиеся изготовлением кирпичей… Последнее обстоятельство, возможно, сыграло свою роль в том, что именно здесь во второй половине XVII в. возник великолепный храмовый комплекс, главным строительным материалом которого был местный красный кирпич. Причем кирпич этот использовался не только обыкновенным утилитарным образом, но и в качестве утонченной художественной кладки. ФОТО 1. Церковь Иоанна Златоуста («летний храм»). Строился в 1649-1654 гг. Внешнее «узорочье» появлялось постепенно, на всем протяжении второй половины XVII в. image ФОТО 2. Одно из трех крылец, с северной, западной и южной стороны окружающих церковь Иоанна Златоуста. Обратите внимание на пояс изразцов. image ФОТО 3. Стены нижней части храма — это закрытая галерея с весьма искусной имитацией арок и пузатых колонн. ФОТО 4. Изразцовый наличник средней апсиды храма. Буйство «русского узорочья». ФОТО 5. Рассмотрим вблизи один из изразцов плитчной композиции. ФОТО 6. Изразец, прикрепленный к стене Святых ворот, общий вид которых покажу чуть ниже. ФОТО 7. Церковь Владимирской иконы Божией матери («зимний храм) стоит в нескольких десятках метров от Златоустинского. Построена в 1669 г. Достаточно простой, не отягощенный «узорочьем» внешний вид. ФОТО 8. Святые ворота. Построены в самом конце XVII в., о чем можно судить уже по характерному для нарышкинского барокко архитектурному приему — «восьмерик на четверике». На заднем плане — колокольня, которую с давних пор принято именовать не иначе, как Ярославской свечой. ФОТО 9. Высота восьмигранного столпа — 37 метров. Несмотря на то, что это всего лишь колокольня, благодаря своей удивительной стройности она безусловно доминирует во всем храмовом комлексе. P.S. Все фотографии сделаны 13.02.16. Ярославль, Портовая наб., 2 Адрес: Ярославль, Портовая наб., 2 Дата строительства: 1649—1654 гг., 1670-е.  Храм Иоанна Златоуста построен в 1649—1654 гг. на месте Доиловой слободы, которая позднее стала называться Коровниками, на средства прихожан Ивана и Федора Неждановских вместо деревянной церкви. Построенный практически одновременно с Ильинским храмом, коровницкий значительно отличается от него своей объёмно-пространственной композицией. В основе лежит всё тот же широкий четырёхстолпный четверик с позакомарным покрытием, увенчанный пятиглавием, с открытой галереей, завершающейся приделами и пониженными полукруглыми апсидами. Храм построен без подклета, так как заказчику он не требовался, колокольня и зимний храм изначально задуманы отдельно стоящими. Плотно поставленные барабаны с пучинистыми маковицами впервые сравнялись по высоте с основным объёмом. Одинаковые приделы с южной и северной стороны, завершённые высокими шатрами, и три одинаковых крыльца позволили создать абсолютно симметричную композицию, по общей форме напоминающей шлем (или кокошник, так часто применяемый в древнерусском зодчестве). Спустя несколько десятилетий (в 1670-е) храм частично перестроили. Позакомарное покрытие сменилось четырёхскатным, западные лопатки четверика заменили на пучки тонких колонок, окна второго света растесали и украсили наличниками. Одновременно были перестроены завершения крылец на высокие щипцовые с полицами и заложена открытая галерея. Причём при закладке пролётов мастер постарался максимально выявить первоначальные кувшинообразные столбики. В тоже время появилось и богатое изразцовое убранство, в том числе огромный (5х8 метров) наличник барочной формы вокруг окна центральной апсиды. Храм расписан в 1732—1733 гг. артелью мастеров во главе с Алексеем Ивановичем Сопляковым. Живопись поновлена в 1863 г. Иконостас пятиярусный, резной, конца XVII — начала XVIII века. Престолов три: во имя святителя Иоанна Златоуста; во имя равноапостольной Ольги, великой княгини; во имя Зачатия Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Особенно почиталась икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали». Закрыт в 1935 г. В советский период в храме находился склад. В 1992 г. передан Русской Православной Старообрядческой Церкви.  Автор: Иван Смолин

Возврат к списку

Ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле — один из лучших древнерусских памятников, созданных ярославской школой зодчества.

Ансамбль церквей в Коровниках

Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской Божьей Матери, колокольни и Святых ворот в ограде.

Храмовый ансамбль в 19 веке.

Источник: http://yarcenter.ru/content/view/545/166/

Комплекс высится на берегу Волги и хорошо обозрим с дальних мест

Вид на храм со Стрелки, где когда-то располагался Кремль.

Ансамбль строился в период с XVII по XVIII вв. Церковь Иоанна Златоуста выстроена в этом ансамбле первой. Это типичный для Ярославля пятиглавый храм, опоясанный галереями, с шатровыми приделами на углах и домообразными высокими крыльцами.

Церковь Иоанна Златоуста.

Наиболее примечательно его наружное декоративное убранство. Мастерски исполненная фигурная кладка выдаёт руку опытных мастеров.

Фигурная кладка и поливные изразцы в оформлении окон храма

Обилие кирпичного узорочья (наличники окон, арки, архивольты, строенные полуколонки и кокошники) во второй половине XVII века было дополнено поливной керамикой, которая достигает предельной насыщенности в обрамлении окна центральной апсиды.

На первом плане окно центральной апсиды.

Тёплая Владимирская церковь (1669 г.), более скромная по формам и отделке, служит дополнением к храму Иоанна Златоуста, хотя и играет не последнюю роль в формировании богатого, многогранного силуэта ансамбля.

Теплая Владимирская церковь.

Композиционным центром комплекса является лёгкая и изящная многоярусная колокольня-свеча, высотой 37 м.

Колокольня храма Иоанна Златоуста.

Завешает ансамбль «барочная» ограда со Святыми воротами, охватывая сооружения с Волжской стороны.

Святые врата в ограде храма.

В настоящее время ансамбль церквей в Коровниках передан старообрядческой церкви, влияние которой в Верхнем Поволжье было велико до XIX в. Церковь закрыта на реставрацию (обещают открыть лет через пять).

Напереднем плане – крыльцо церкви Иоанна Златоуста, на заднем – Святые врата. Фото: Alienordis Источники: http://yarcenter.ru

Создатели церкви Иоанна Златоуста в Коровниках воплотили в своём творении мечты человечества о гармонии и совершенстве. В этом храме безупречным оказалось всё: архитектурные формы, художественные образы и их сочетание с окружающей природой. Собор стоит в прекраснейшем природном уголке, на месте слияния двух рек — Волги и Которосли. Неудивительно, что сегодня эта достопримечательность Ярославля считается одним из самых выдающихся памятников церковного зодчества России и всего мира. Самые известные искусствоведы изумляются тому, насколько целен и завершён Златоустовский собор.

Построен этот шедевр архитектурного искусства был в середине XVII века. Богатые посадские люди Иван и Фёдор Неждановские пожертвовали немалые средства на возведение храма. О них самих сохранилось немного сведений. Известно, что жили они в Коровницкой слободе, где располагается сам памятник. Они занимались сельским хозяйством, разведением крупного рогатого скота и, вероятно, торговлей. В своей родной слободе они решили создать храм, по красоте и величию которому не было бы равных в округе. Их задумка воплотилась в полной мере.

В 1649 году началось грандиозное строительство. Сначала был возведён объёмный куб — основа всего здания. Он строился в лучших традициях ярославской школы мастеров. В основе его лежал пространственный крест, образованный четырьмя мощными столпами. Затем верхним ярусом были надстроены галереи. Завершалось здание позакомарными покрытиями и пятью главами с массивными куполами. Удивительны пропорции основного здания и пятиглавия. Сам храм Иоанна Златоуста огромный, широкий и невысокий. А световые барабаны куполов — изящные, возвышенные, устремлённые ввысь. Особенно велик центральный барабан: по высоте он практически равнозначен основному зданию.

В 1654 году строительные работы были завершены. Горожане увидели дивную церковь с двумя шатровыми приделами. Она была практически лишена декоративного убранства, но смотрелась при этом нарядно и даже празднично. Такой вид храму создавали особый стиль кладки и стены из красного, почти алого кирпича.

В 80-х годах XVII века облик собора изменился. В кирпичной кладке появились изразцовые вставки. Окна, до этого не имевшие наличников, были украшены каменной резьбой. Особенно пышное убранство имеет окно центральной апсиды. Именно с этой стороны памятник был виден жителям центральной части города. Богато украшены и остроглавые крылечки, пристроенные к церкви с востока, с севера и с юга. Такая тяга к украшательству и разнообразию в декоре была свойственна посадскому люду.

Внутреннее оформление храм в Коровниках приобрёл значительно позже. Только в 1732 году ярославцы собрали средства, чтобы расписать стены. Занималась созданием фресок артель знаменитого мастера Алексея Соплякова. Примерно в это же время в церкви Иоанна Златоуста устанавливают уникальный пятиярусный иконостас. Сегодня он входит в сокровищницу мировой живописи.

Ко второй половине XVII века формируется так называемый архитектурный ансамбль в Коровниках. По образу и подобию главного собора строится тёплый храм Владимирской иконы Божией Матери. Вопреки традициям его возводят не рядом, а поодаль от летнего. В результате получается удивительно симметричная архитектурная композиция. Её удачно дополняет колокольня «Ярославская свеча», стоящая между двумя церквями. Такое необычное название она получила за особую стройность, изящество и грацию. Её высота в 37 метров придаёт невероятную пространственную лёгкость всему комплексу. Позже других были построены ворота, гармонично завершившие ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле.

Сегодня храм Ионна Златоуста, церковь Владимирской Богоматери и Святые ворота находятся в ведении Русской старообрядческой церкви, которая занимается реставрацией выдающегося произведения русского архитектурного искусства. Надеемся, что в ближайшем будущем памятник предстанет перед нами во всём своём великолепии.

Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле взята как образец для постройки православного Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Мельбурне (Австралия).

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий