Ювелирная техника скань в поселке Красное-на-Волге Костромской области

В Древней Руси техника скани известна с IX–X веков, а ее расцвет приходится на XV–XVI века. Особенным почитателем и ценителем скани слыл боярский род Годуновых, в вотчине которых селе Красное-на-Волге Костромской губернии сложился промысел серебряных изделий в технике скани.

Изготовление изделий из серебра здесь началось еще в XVI веке. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время многие его жители занимались чеканкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом. Ювелирным делом были заняты кустари ещё 27 селений Костромской губернии. В 1912 году из числа воспитанников красносельской мастерской организуется художественно-ремесленная артель.

После 1917 года красносельские кустари стали объединяться в промартели. Уже в 1918 году в трех артелях работало 1200 человек. Однако к созданию разнообразных художественных изделий из металла приступили лишь в 1930-е годы. В 1930 году в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели — в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района. Именно с этого времени самое заметное место в искусстве красносельцев заняла скань.

Ювелирная техника скань — это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» — то есть скручивать, скатывать. Другое название этой ювелирной техники — «филигрань» — от итальянского filigrana, что объединяет два латинских слова — filum (нитка) и granum (зерно).

Скань изготовляют из чистых металлов — золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, пластичностью. Эти качества способствуют волочению и вальцеванию проволоки, ее кручению и набору скани.

Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют и сортируют по толщине. Затем проволоку либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».

Эскиз будущего изделия делают на бумаге в натуральную величину. По орнаменту выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки. Затем по рисунку выкладывается и приклеивается мозаика — так называемые сканные узоры — из ряда мелких деталей. Формы деталей могут быть самыми разными: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и проч. Каждый из элементов выгибается согласно эскизу: крупные детали выгибаются пальцами, а мелкие — пинцетом. Только после того как элемент полностью совпадет с нарисованным, его отрезают ювелирными ножницами, смазывают клеем и приклеивают на рисунок, замещая изготовленным элементом нарисованный на бумаге узор.

Для достижения большей декоративности гладкую и крученую проволоку в изделии сочетают и дополняют зернью — маленькими серебряными, золотыми или медными шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие.

Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону тонкой проволокой и в таком виде паяют. Пайка — одна из самых ответственных операций. Некоторые изделия состоят из миллиона деталей, спаянных между собой, образуя крепкую ажурную конструкцию.

Детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. Пайку производят ручной горелкой, открытым пламенем на ровной асбестовой плите, наблюдая за равномерностью растекания припоя и заполнения им мест соединения деталей. Ряд изделий проходит неоднократный процесс пайки. Это относится к изделиям, имеющим многослойный сканной рисунок. При этом каждый слой сканного рисунка создается при различных температурных и временных режимах, чтобы не прожечь предыдущий слой филиграни.

Таким же образом напаивается зернь — металлические шарики, украшающие поверхность сканных изделий, придающие им объем и маскирующие места соединения деталей. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют. Полировка сканно-филигранных изделий производится только вручную. После гальванопокрытия (серебрение, золочение, оксидирование, родирование) и закрепки вставок из поделочных камней или стекла, финифтевых вставок изделия имеют законченный вид.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными, напаянными на металлическую основу (напайная филигрань). Ажурная скань, как правило, используется для ювелирных изделий, декоративных фигурок и сувениров, напайная филигрань — для объемных предметов — кубков, ваз, подносов.

Объемную ажурную филигрань можно набирать как в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, так и по металлическому или гипсовому шаблону, имеющему форму заданной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это вручную изгибанием изделия с последующей правкой. Выгибание производят по форме с помощью молотка. После придания изделию нужной формы производится пайка швов.

Для красносельских мастеров типична сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органично вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочетании с глухими участками. Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверхности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на красносельскими мастерами.

Поначалу, на этапе освоения техники скани, красносельские ювелиры, не имеющие в ней своих традиций, обращались к художественному наследию новгородской, московской, сольвычегодской школ, и одновременно приступали к поискам собственного стиля, разрабатывая новые сканные элементы — «колечки», «вилюшки», «скобки», «огурчики» и др. Произведения в основном изготавливались из серебра, реже из меди, с частым применением гальванической обработки — золочением и серебрением. В 1930-е годы промартель «Красный Кустарь» — самая крупная в Костромской области, здесь выпускают различные предметы — шкатулки, коробочки, портсигары, сканные броши, пряжки, пуговицы.

В послевоенные годы ассортимент ювелирных изделий расширяется, в артели стали изготавливать кубки, вазы-кубки, а также памятные блюда. К этому времени относится замечательная по своей отделке позолоченная ваза А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки выпуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла.

Художники и мастера работают и над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, серебро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и природные поделочные камни.

Среди красносельских изделий 1950-х годов можно выделить женские украшения из серебра и меди. На стилевое направление ювелирных изделий этого времени значительное влияние оказали существенные изменения в моде женской одежды. Наибольшее распространение получают традиционные красносельские броши-веточки с вставками из цветного стекла в виде плодов, ягод или цветов.

Новый этап в развитии красносельского ювелирного промысла начинается с 1960-х годов. В 1961 году артели объединились в единое предприятие Красносельскую ювелирную фабрику, которая позднее была переименована в Красносельский ювелирный завод.

В 1960-е годы на фабрике были построены гальванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. В это время вырабатывались в основном изделия из цветных металлов с последующей гальванической обработкой. Серебро заменили — медь, томпак, мельхиор, алюминий. В оформлении декоративных изделий и сувениров большая роль отводилась скани. Получили распространение небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура.

В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, их орнаментация проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Недорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства.

В изготовлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опытные мастера-ювелиры, но и молодежь, получившая специальное образование в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств.

В дальнейшем в созданном экспериментальном цехе при Красносельском ювелирном заводе талантливые художники-ювелиры стали изготавливать золотые и серебряные изделия с фианитом, хромдиопсидом, нифритом и агатом. Выпускались и произведения из скани в сочетании с финифтью.

Для изделий 1980–1990-х годов, выполненных в технике скани, характерны сложные рельефные формы, ажурная поверхность которых имеет многочисленные накладки.

В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Скань по-прежнему играет главную роль в работах красносельских мастеров. Вдохновленные красотой волжского края, они добиваются выразительных и оригинальных художественных решений, разрабатывают новые образы и формы для своих произведений. Старинное национальное искусство филиграни, сохранившееся в селе Красном-на-Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать своей оригинальной красотой и совершенством техники исполнения.

Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом, были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Костромском областном краеведческом музее и др.

Галерея

Previous Entry | Next Entry

Костромские достопримечательности. Село Красное-на-Волге. Музей скани

Из рассказа «Кострома, Кострома, государыня моя! Зимнее путешествие» image Из Костромы мы решили съездить в село Красное-на-Волге (~35км). Мы предполагали забежать там в местный музей скани и посмотреть на церковь Богоявления. Представляли себе небольшое сельцо, музей в деревянной избушке, не более того. Встретило нас село красочным транспарантом: «Добро пожаловать! Отмечаем 800 лет нашему красносельскому ювелирному промыслу». Оказалось, что село очень богатое и крепкое, благодаря местным ювелирным заводам: одному государственному и нескольким коммерческим. Магазинчики, где продают разнообразные золотые ювелирные украшения, есть от каждого предприятия. Вот, к примеру, госзавод и при нём магазин «Карат», с интерьером шикарным даже по московским меркам; завод «Аквамарин» и одноимённый магазинчик в кирпичном особнячке; завод «Платина» и магазин от него; завод «Диамант» и магазин и т.д. Но об этом после. Богатое село, здесь и пристань есть, летом сюда плавают теплоходики из Костромы. Музей скани или Музей ювелирного искусства красносельских мастеров располагается в одном из краснокирпичных корпусов ювелирного госзавода и работал по укороченному графику до 15 часов. Поэтому мы поспешили туда. Экспозиции находятся в нескольких залах и мы обходим все, любуясь дивными украшениями из скани. Какие же мастера их делали! Все Герои соцтруда, а ведь раньше такие звания давали не просто так. Что не изделие, то просто сказка — душа в них вложена. Посмотрели на крошечный сервизик на таком же малюсеньком столике, где чашечка размером с божью коровку… image Фото из Музея Скани от lat Фото от В последнем зале Музея оказалась выставка картин. Сначала я лично, как-то даже не хотела переключаться со скани на какие-то провинциальные пейзажи, а потом, присмотревшись, не могла оторваться. Художница – молодая местная женщина, к сожалению, не запомнили фамилию. Сюжеты деревенские, но настолько светлые, солнечные и позитивные, что если бы позволяли материальные возможности, купила бы не задумываясь, сразу картин пять. Вот, к примеру: вечер, речка, тоненькая девочка сидит на мостике и из пригоршни умывается. Или натюрморт: в саду на столике на самом солнцепёке стоит в вазе охапка ромашек и васильков. Написано так солнечно, что буквально чувствуешь июньскую жару и слышишь, как жужжат пчелы. Еще вот: деревянный деревенский домик, пышный куст цветущего шиповника под резным окошком и малышня гоняет мячик. Очень легкие картины. Бабушки-дежурные с гордостью нам сообщили, что «Ленка, художница наша, краснОсельская. Усе люди хОдят и усем нравится, усе вОсхищаются». Они же нам сказали, что небольшие ее картины можно купить в фойе. Мы выскочили туда, но, к сожалению, там продавались такие не совсем удачные этюды от 3 т.р., а лучшие ее работы были, бесспорно, на выставке. Потом подъехали к церкви Богоявления. Она тоже была закрыта, но место, где она находится, действительно, как написано в путеводителе, удивительно спокойное, благодатное. Мы почувствовали. * А дальше мы подъезжали, останавливались и заходили в ювелирные магазинчики. Если у вас есть желание озолотиться, то без покупки не уедете. Мне понравились серебряные ложечки в магазине от госзавода. Их там большой выбор, цены в районе 600 рублей. Говорят, если малышей кормить с серебряной ложечки, то не будут болеть ангиной. На крестины тоже дарят ложечки. Изделий из скани не было вообще, только видели сувенирных коняшку и яичко. Ничего особенного, (а какие были в музее!), и неподъёмно дорого. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но я поняла, что у каждого завода свой стиль украшений. У государственного наиболее традиционные, а лично мне больше всего понравились изделия в «Диаманте» — это красный кирпичный особнячок прямо на въезде в село. Модные типа. Вообще мы искали крестик для моей второй половины. Просмотрели их преогромное количество, но так ничего и не выбрали, хотя видели очень красивые. Половина моя все время говорила «Нет. Не буду, не хочу, не нравица». Ну что поделаешь! ** После приезда из Костромы как-то случайно посмотрели фильм о «криминальном костромском золоте». Мне поплохело. Получается, что я пропиарила ювелирные точки очень мутного происхождения. Поэтому доверять надо всё-таки классическим золотым изделиям государственного завода «Карат». Не зря муж отворачивался от прилавков, не зря! По дороге из Красного решили сделать остановку в селе Поддубном, в нашем путеводителе было написано, что там надо обязательно посмотреть старинный храм Николы Угодника. Что мы и сделали. Остановились, подошли, но церковь была закрыта. Стоим расстроенные, вдруг мимо топает женщина с продуктовыми сумками. Остановилась, улыбается и спрашивает окая: «Здравствуйте. ЧегО-тО хОтите?». Мы говорим: «Да вот хотели в храм попасть, а он закрыт». Она интересуется: «А вы храм хОтите пОсмОтреть, или свечки пОставить?» Мы отвечаем: «Вот хотели бы и то, и то сделать» Женщина говорит: «Так я сейчас сбегаю, ОткрОю вам. Ключик у меня». Она забежала в соседнюю избу, принесла ключи и открыла нам церковь. По дороге рассказывает, что сельские люди вот собирали долго денежку, и, наконец, накопили нужную сумму, и батюшка, Слава Тебе Господи, провел тёпло в центральную часть храма. Вошли, любуемся росписями. Мы заметили, что основным фоновым цветом костромских храмов является сочно-синий или темной-голубой, как цветки льна. Ведь, предположили мы, в Костроме выращивают лён, а у него именно такие сине-голубые цветочки. Чтобы поставить свечки, женщина подвела нас к двум древним иконам в серебряных окладах – Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Огоньки наших свечек осветили их темные лики. И так мне по сердцу пришлась Параскева, не знаю как сказать словами. Вот на душу легла. Добрая. * Уже дома прочитала, что оказывается в стародавние времена славяне поклонялись богине, защитнице женщин – Мокоши. Она помогала собирать урожай, правильно вести хозяйство, шить и прясть, готовить еду, управляться с мужем и детьми. После принятия православия Мокошь стали называть Параскевой Пятницей и праздновали день в её честь – 27 октября. Вот как! Параскева от наивной художницы Кати Медведевой Какая поразительная вещь, никогда до этого не задумывалась: представляете, как по всей России в одно и тоже время, утром и вечером, в каждом храме начинают звонить в колокола и читать молитвы о здравие, о спасении, о сохранении, о благополучии. Где-то в церквях полно людей, где-то может быть несколько старушек. Количество не важно. Сила духа ведь очень велика. И может быть, на этом держалась и держится наша страна? Рассказ «Кострома, Кострома, государыня моя! Зимнее путешествие» Пост «Кострома. Ипатьевский монастырь» Посты по русским городам: Александровский Кремль. История Короля Пик Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии Глобус Боровска Зимние прогулки по Твери Коломенский Кремль. Маринкина башня Путеводитель по Торжку Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл» Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор» Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке Посты по народным промыслам: Поездка в Гжель. Что это такое, турфирмы, дорожно-автобусный опыт Новоторжское золотное шитьё Экскурсия в Жостово или Как я покупала Жостовские подносы в магазине на фабрике

Latest Month

Август 2021
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Метки

  • ***Сообщество блогеров MOSKVA LUBLU
  • **ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО
  • **СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЬЦО
  • *Ассорти от друзей
  • *Культурная жизнь Москвы
  • *Музеи/Усадьбы
  • *Под-Солнечные места России (Монастыри)
  • *Подmoskovie
  • *Прогулки по Москве
  • Аландские острова
  • Александров и Махра
  • Анонсы
  • БОЛГАРИЯ
  • Боровск
  • Валдай и Завидово
  • Вкусная Москва
  • Волгоград
  • Вологда-Кириллов-Ферапонтово
  • ГОЛЛАНДИЯ/Амстердам и города
  • Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
  • ЖЖ
  • Звенигород и окрестности
  • Золотая Колыма
  • Интервью
  • Интересная Москва
  • КИНО
  • Калининград и область
  • Калужская область
  • Карелия и Кижи
  • Коломна
  • Кострома
  • Курск и область
  • МОСКВА
  • Можайск-Бородино-Верея
  • Мурманск
  • Муром и Дивеево
  • Пресс-конференция
  • РОССИЯ
  • РУССКИЕ ПРОМЫСЛЫ: Гжель/Жостово и др.
  • Речные круизы
  • Рязань и Константиново
  • Санкт-Петербург и Кронштадт
  • Смоленск и Вязьма
  • ТЕАТР
  • ТУРЦИЯ/Стамбул
  • Тверь и Торжок
  • Тульская область
  • УКРАИНА/Киев
  • ФИНЛЯНДИЯ
  • ЦИРК
  • ШВЕЦИЯ
  • ЭСТОНИЯ
  • ЯПОНИЯ
  • Ярославль
  • я/Блогер
  • я/Киндер-сюрприз
  • я/Кино-Театр/Цирк-Концерт
  • я/Книги
  • я/Кулинарная трибуна
  • я/Мои путеводители
  • я/ОтСебятина
  • я/Серия «Цап»
  • я/Травяная аптека
  • я/Ха-Ха-шки

View my Tags page

Категории

View my Categories page Разработано LiveJournal.com

Есть на холмистом левом берегу Волги в 35 км от Костромы небольшой (около 8 тысяч жителей) поселок Красное-на-Волге. Небольшой, да не простой. Это настоящий ювелирный край, основная часть населения которого занята в обработке драгоценных металлов. Здесь функционирует 4 ювелирных завода и несколько сотен частных ювелирных мастерских. Сложно в поселке найти человека, не связанного с изготовлением ювелирных украшений. Естественно, город привлекает любителей золотого блеска, однако в последнее время люди едут сюда не только за покупками, но и чтобы прочувствовать дух древнего волжского поселения.

История развития Красносельского края насчитывает несколько тысячелетий, об этом свидетельствуют обнаруженные в окрестностях села стоянки древних поселений V-VI тысячелетий до нашей эры. Название поселка происходит от красивого (красного) места на берегу реки Волги, где в древности была пристань — здесь приставали волжские струги.

Герб Красное на Волге

Первое письменное упоминание о селе Красном относится к 1569 году, когда им владел стольник Иван Дмитриевич Годунов — потомок знаменитого воеводы Ф. Воронцова-Вельяминова из рода мурзы Чета. Мурза Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником фамилий Вельяминовых, Годуновых и Зерновых. В 1762 году указом Екатерины II село было жаловано фрейлине Прасковье Бутаковой и ее брату, лейб-гвардии конного полка отставному ротмистру Петру Бутакову.

Развитие ювелирного промысла в этом старинном волжском селе начинается примерно с XVII века, когда местные мастера начинают изготавливать женские украшения, предметы церковного обихода, сервировки стола. Однако это занятие не было преобладающим среди населения. Согласно переписи 1717 года основным занятием местных жителей было разведение лошадей для царского двора и рыбный промысел на Волге.

В 1897 году в селе Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золотосеребряного дела.

Вяземский Петр Андреевич

В 1957 году село Красное-на-Волге получает статус поселка городского типа. Сегодня он является административным центром Красносельского района. Здесь находятся крупнейшие ювелирные производства. Особой гордостью местных мастеров являются изделия из скани — скрученной серебряной, золотой или мельхиоровой проволоки. В поселке расположено единственное в Российской Федерации училище художественной обработки металлов. Выпускники училища известны не только в России, но и за ее пределами.

Настоящей визитной карточкой поселка является церковь Богоявления Господня, имеющая богатейшую историю. Храм был построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова, Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. На сегодняшний день это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. В этой церкви во время своих визитов в село Красное неоднократно молился П.А. Вяземский — друг Пушкина.

Теплоход

Внутри храма размещен восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI–XVII веков. Перед храмом расположен небольшой пруд, живописно дополняющий белоснежный образ храма.

Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенная на средства прихожан в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, внутри которой находилось кладбище, рядом был поставлен памятник Александру II. В советское время Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. Оставшийся храм Богоявления был закрыт. Здесь размещались зернохранилище, овощной склад, библиотека, клуб.

В конце 50-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века.

Паромная переправа

В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии.

На окраине поселка Красное-на-Волге на территории кладбища расположена церковь Всех Святых — пример скромной сельской церкви периода эклектики. Возведена она была в 1895 году на средства купца В.Н. Чулкова. Храм имеет продольно-осевую композицию, в основе которой — четверик, завершенный пятью широко поставленными луковичными главками на глухих граненых барабанах. С востока примыкает полукруглая апсида, с запада — небольшой притвор, соединяющий храм с двухъярусной колокольней.

Церковь Всех Святых

В советское время церковь оставалась единственным действующим храмом Красносельского района.

Завершая знакомство с поселком, загляните в музей «Конный двор», расположенный в центре поселка у стен шатровой церкви Богоявления. Экспозиция музея совсем невелика, основную ценность при посещении составляют животные, среди которых орловские рысистые, арабские скакуны, русские тяжеловозы и тракененская породы лошадей. Приветствуется приносить с собой угощение для лошадей: морковь, сахар, хлеб. Обязательна спортивная форма одежды и удобная обувь без каблука.

Церковь Богоявления Господня

Музеи ювелирного искусства

Начиная знакомство с поселком, его гости обычно направляются прямиком в Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства, открывшийся в 1983 году. Музей бережно хранит, изучает и показывает историческое наследие древнего ювелирного промысла. Расположен он в здании, построенном в 1904 году по проекту известного архитектора А.Н. Бенуа.

Музейная коллекция насчитывает более 3 тысяч единиц хранения, основу ее составляют изделия известных красносельских мастеров и художников, инструменты и предметы быта кустарей. Выделяются в ней культовые предметы, наиболее ценные из которых — изделия медного культового литья Красносельской волости середины XIX — начала XX вв.

В музее действуют постоянные экспозиции:

  • «История красносельского ювелирного промысла: истоки и традиции»;
  • «Красносельская скань»;
  • Выставка икон и окладов «В ризах образа…»;
  • «Золотой фонд Родины».

При музее работает художественный салон, где можно приобрести сувениры, книги, ювелирные украшения из золота и серебра.

Адрес: ул. Советская, 49, тел.: 8 494 322 17 42, 8 494 322 19 98; время работы: будни — с 10:00 до 18:00; сб., вс. — с 10:00 до 16:00, в зимний период (с октября по май) пн. — выходной.

Рядом расположен совсем необычный музей — Интерактивный музей ювелирного искусства, где все желающие могут познакомиться с процессом изготовления ювелирных изделий и с помощью опытных мастеров изготовить ювелирный сувенир на память. При этом работа может быть выполнена не только по готовому шаблону, но и по вашему эскизу. А вдохновляющим примером для вас послужат выставленные здесь курсовые и дипломные работы, выполненные будущими ювелирами, учащимися Профессионального училища № 30.

Кроме того, на память вы можете изготовить на настоящем вырубном ручном прессе 30-х годов XX века штампованное изделие — монету с изображением церкви Богоявления (1592 г.) — символа поселка Красное-на-Волге.

Адрес: ул. Советская, д. 49б; тел.: 8 494 322 14 30, 8 903 897 77 69; время работы с 9:00 до 18:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00, сб., вс. — с 10:00 до 16:00, чт. — с 10:00 до 19:00, пн. — выходной.

Музей «Конный двор»

Музей Конный двор

Сотрудники комплекса расскажут много интересного из жизни этих благородных животных, и вы примите активное участие в общении с ними. Всем желающим дадут попробовать почистить лошадь, расчесать гриву и хвост, надеть оголовье, применить на практике «цыганские приемы». И, конечно же, вы сможете покататься верхом на лошади. Адрес: ул. Некрасова, 10б; тел.: 8 494 230 04 89, 8 494 230 04 87; сайт: konturism.ru.

Как добраться:

Из Костромы до поселка Красное-на-Волге можно доехать только на автобусе с костромского автовокзала или на автомобиле.

С автовокзала г. Костромы автобусы до Красного ходят каждый час.

Где остановиться:

  • Гостиница «Алмаз». Советская ул., 49. Сайт: almaz-hotel.com.
  • Гостиница «Романов лес». Костромской район, дер. Лунево, 50. Сайт: romanovles.ru.
  • Отель «Орлец». Костромской район, дер. Лунево. Сайт: orletshotel.ru.

Поделиться ссылкойВ субботу утром мы проснулись на воде и из окна у нас было видно такое: image image image image Насладившись вполне видами из номера, мы отправились в село Красное на Волге — центр ювелирного ремесла.  По пути рассматривали Кострому.  Город из окна машины увиделся приветливым. Вот, например, с такими домиками. В Кострому я бы еще вернулась. image Село Красное на Волге находится в 35 км от Костромы. И известно как центр ювелирного промысла. На сегодня в селе насчитывается 570 зарегистрированных ювелирных предприятий из 750 по региону. И есть собственная палата, которая ставит пробы на драгметалы. И что бы разобраться что к чему в этом селе, мы сначала отправились в местный музей  (ул.Советская д49а) и заказали экскурсию (350 рублей). Группа музея  в контакте: здесь (довольно информативная), сайт музея здесь. На фото собственно здание музея. Если будете располагать временем, обогните здание с левой стороны (если стоять к нему лицом) и найдите небольшую кирпичную пристройку. Там проводят мастер-классы по скани для детей и взрослых (200- 300 рублей за час) image Итак, музей, Красное село с 9 века было известно как центр ювелирных кустарей, которые творили ювелирку в основном для простонародья. Например такие вот крестики вывозились на ярмарку целыми обозами (по словам нашего экскурсовода). image Или вот такие серьги и брелОки, изначальное назначение которых было.. заменять часы на цепочке, если у человека не хватало на последние средств. (а так вроде что-то тяжеленькое лежало в часовом нагрудном кармане). image Это наш экскурсовод рядом с ремесленным столом, который по её словам был и есть в каждой избе в селе Красное на Волге. А дальше будут фотографии изделий, которые мне запомнились или отозвались. Например, вот такая вот замочная скважина с бараном. Или такая вот техника «литья по натуральному объекту», что позволяет передать все натуральные «трещинки» объекта. А сам Объект потом изымается из полученной формы. В советские времена  ювелирный завод выпускал значки и брошки. И все равно по-ювелирному.) А вот такую брошку — ландыш даже я помню. Ностальгия. В следующем зале музея была представлена техника скань, собственно которой и знаменит местный завод. Это техника скрученной проволоки — медной — серебряной или посеребреной. Изделия от наперстка до огромных вымпелов. В советские времена были в каждом доме. Например такие вазочки. Или такие ежики. Ну меня, конечно, больше всего волновали украшения. Вот такой вот комплект тоже интересный. А вот это эскизы украшений. Когда я стану большой и займусь ювелирным искусством, я обязательно сделаю вот такие вот серьги — справа сверху — по эскизу Ф.П.Бирбаума. А вот этот вот комплект не про скань. Он из кости. Но мне созвучен. В последнем зале была выставка работ студентов КУХОМа — единственного в России училища по обработке металлов. Это их сайт . Здание КУХОМа находится прямо напротив музея и в выставочном зале училища, похоже, тоже проходят интересные выставки (судя по сайту). Среди экспонатов, например вот такая вот декоративная ваза, созданная в качестве дипломной работы. В следующий раз нужно будет обязательно заглянуть на выставку в это училище.  Ну а среди студенческих работ в музее были не только украшения, но и вот такая изумительно декорированная одежда. Уверена, что её можно купить после выставки. И, почему-то мне кажется, что цена будет адекватной. Потому что цены в селе Красное изумляют своей адекватностью. Еще в музее, который занимает дореволюционное здание, в котором до этого, кстати, располагались классы этого ювелирного училища, так вот в музее есть вот такая вот уникальная чугунная лестница. Которая похожа сама на ювелирное изделие. Поблагодарив экскурсовода за рассказ и распросив её про то, куда пойти в селе за украшениями, мы за ними и пошли. На самом деле тайных адресов нет. Практически все магазины от основных производителей расположены на центральной улице (Советской), где стоит и сам музей. Так что далеко ходить не нужно — все рядом.  Вот это, например, огромный магазин от Красносельского ювелирного завода. Находится справа от музея, если стоять ко входу в музей лицом. В селе ТРИ ювелирных завода и более 600 ювелирных мастерских. Вот здесь список основных предприятий с адресами и телефонами. Думаю, что некоторые из них не работают с розницей, а только с оптом. Поэтому есть смысл заранее это выяснить.  Я бы посетила следующие магазины: 1) магазин «Алмаз Холдинг» в здании завода, рядом с музеем (Советская 49) 2) Магазин «Красноград» (ул.Советская д52). Напротив здания завода и музея. Это магазин сборный — где есть представители многих местных компаний. Да, цены дороже, чем в фирменных магазинах при заводах, но незначительно. 3) магазин при фабрике Sokolov (бывший «Диамант»). Их постройки будут справа при въезде в село (пр-т Ювелиров, 37). Здесь их сайт. 4) магазин Т.Д. Красносельский ювелир  (будет слева при въезде в село) ул. Советсткая д.86 Здесь их сайт. Еще, я бы с удовольствием нашла бы выход на местных ювелиров, которые делают авторские украшения. Видела некоторые работы на выставке в музее. Очень достойные. Но вот где найти этих мастеров? Список магазинов совершенно не претендует на полный. Более того — скорее наоборот — отражает лишь небольшую часть. Поэтому буду рада, если в комментариях поделитесь своим опытом посещения села Красное на Волге или выходом на ювелиров. То, что мы в это село еще вернемся — не вызывает сомнений. Мой прозорливый супруг Виталий, пронаблюдав, как я «опьяненная» брожу по этим магазинам, как по пещере Али-Бабы сказал «Теперь я точно знаю, что подарить тебе на следующий день рождения: поездку в село Красное с некоторой суммой денег».) Ну и про деньги. Все правда. Цены изумляющие. В первом же магазине я даже уточнила у продавца, как читать ценник, потому что в моей голове не укладывалось, как, например, серебряные серьги с довольно крупной вставкой из фионитов, граната, искусственного топаза или изумруда могут стоить… 400 — 600 рублей, а какое-нибудь серебряное колечко без вставок — 150… Теперь представьте, как я захмелела, понимая, что имея всего лишь 1-2 тысячи рублей в кармане я могу купить себе практически любое украшение. Да, ассортимент довольно однообразный — напоминает те самые «обозы с крестиками и образками», что везлись на ярмарку. Но и среди всего этого разнообразия можно отыскать что-то интересное. И да, есть, разумеется отдел с бриллиантами и золотом — платиной, но так как я не знаю на них московских цен, то мне не с чем и сравнивать. Но подозреваю, что и они ниже Московских раза в два — три, как и цены на серебро. Со мной в результате уехали такие вот серебряные серьги  с топазами компании Sokolov за 1800 рублей ( что было на порядок дороже аналогичных серег других компаний, но мне приглянулись эти.) И кольцо к ним в комплект, тоже с топазом, но другого производителя за 400 рублей. Одним словом, насладившись по самые крышечки доступным прекрасным, мы наконец покинули это славное село,  отправившись к не менее прекрасному — Большой Воде реки Волги.  И тут мы наконец поняли истинное значение названия села КРАСНОЕ на Волге. Смотрите сами: Раз: Смотрите сами: два. (Это я пытаюсь практически «испить шеломом Дону Волгу») Смотрите сами: три. Ну а к месту мы выехали изумительному — к паромной переправе, которая действует летом. Летом в село Красное можно приехать без заезда к Кострому и экономя 30 километров. Ну а солнце меж тем начало клониться и мы повернули колеса свои во обратную дорогу.  Мы вновь проехали по селу Красное, мимо храма Богоявления Господня XVII век. Внутрь мы не попали (был закрыт). И вскоре были уже снова в Костроме (всего 35 км) у ворот Ипатиевского монастыря, который был нашей следующей точкой на этот день. Однако, как я уже упоминала, официальные туристические места в этой поездке нас не принимали. Потому как мы приехали в 15:30, а монастырь был открыт до 16:00, Платить около 1000 рублей за билеты на вход на 30 минут нам показалось неразумным, поэтому мы счастливо выдохнули (ибо были уже наполнены впечатлениями и размышлениями на этот день), зашли в местый магазинчик, купив «льняных полотенец» на сувениры (Кострома — знаменита своими льняными фабриками). и отправились ужинать уже в знакомое нам «Гастрономическое кафе» в Торговых рядах (В селе Красное еды мы не нашли, только злато-серебно, и потому были голодны). По пути к кафе мы размышляли, а где же в этом городе Кремль. В какой-то момент поняли, что Кремля нет, а есть необозримые по объему Торговые ряды.  Ну и правда — город ведь купцов — какой тут Кремль. Обрадовались этому открытию, вкусно поужинали и направились в Ярославль, в гостиницу «Модерн». Наконец отдыхать в преддверии следующего дня и дороги домой. А продолжение следует. Начало рассказа об этом путешествии можно прочитать здесь: часть 1. Переславль Залесский. часть 2. Годеново. Кострома.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий