Перегородчатые эмали – вершина ювелирного искусства Киевской Руси. Современная реконструкция

image

Город Кострома издавна считался центром сосредоточения мастеров ювелирной отрасли. Находки IX-XIV веков на территории села Красного-на-Волге говорят о кустарном изготовлении местными мастерами ювелирных украшений. Были обнаружены обломки тиглей, сложные литейные формочки, ювелирные и вспомогательные инструменты – чеканы и многочисленные точильные камни из тонкозернистого песчаника и сланца. Повсеместно археологи находили женские ювелирные украшения различной сложности с поделочными и драгоценными камнями.

В селе Красном-на-Волге уже более ста лет готовят молодых ювелиров в Красносельском училище художественной обработки металлов – единственном на всю Россию учебное заведение по подготовке художников-ювелиров.При училище имеется своя практическая база подготовки специалистов для работы в ювелирной отрасли.

Высшее образование начинающие ювелиры могут получить в Костромском государственном университете, который готовит специалистов по специальностям «Технология художественной обработки материалов» и «Художественное проектирование ювелирных изделий».

Последнее воскресенье июня считается Днем ювелира Костромской земли. Именно в этот период в Костроме проходит ювелирный фестиваль “Золотое кольцо России”, включающий ряд развлекательных мероприятий и ,конечно, оптово-розничную выставку.

image

Продукция костромских ювелирных заводов востребована не только в России, но и зарубежом. В Костромскую область ежегодно приезжают тысячи знатоков и любителей ювелирных украшений из Москвы, Санкт-Петербурга, соседних регионов и областей. Наиболее известные костромские производители ювелирных украшений: Ювелирный завод Диамант(Соколов), Платина, Аквамарин, Топаз, Красносельская ювелирная фабрика.

Между историками и искусствоведами до сих пор идет спор, почему Костромская земля стала центром ювелирного промысла. Наиболее востребована версия о том, что наш край был не очень богат землями для работы сельского хозяйства. К слову, в Красном-на-Волге 1 июня 1983 года был открыт Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства. В нём собраны порядка четырёх тысяч экспонатов ювелирного творчества разных эпох. Наиболее интересные из них выполнены в технике скань-замысловатые узоры, выполненные из проволоки любого состава(золото, серебро, медь), скрученных или просто соединенных вместе.

Костромской Ювелирный завод Злато – сравнительно молодое предприятие ювелирной отрасли. Дата основания Завода считается 2008 год. Несмотря на свою молодую историю, наш ювелирное завод уже удостоился множеством наград на ювелирных выставках и конкурсах, принимает активное участие в жизни города Костромы.

Собрать в данном каталоге фотографии всех существующих клейм задача, конечно, не стоит, но, надеемся, что и та малая их часть, которая здесь опубликована и пополняется, будет Вам полезна.

Тема отечественного золотого и серебряного дела ещё достаточно мало изучена, и в ней много «белых пятен». Вопрос об атрибуции некоторых клейм, как и о периоде деятельности некоторых мастеров и предприятий на данный момент остается открытым и исследуется. В известных публикациях по клеймам, как, например, в каталоге М. М. Постниковой-Лосевой, Н. Г. Платоновой и Н. Г. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.». Москва. 1995 г., некоторая информация ошибочна, и ссылаться на них иногда не верно. Просьба не принимать наше описание за истину в последней инстанции, но мы постараемся систематически его корректировать исходя из новых данных. Раздел находится в стадии доработки и наполнения материалом, следите за обновлениями. Будем признательны за указание на неточности в каталоге, новой информации по деятельности отечественных золотых и серебряных дел мастеров и предприятий.

Много полезной информации по мастерам и фирмам Вы сможете найти в разделе ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ. По некоторым мастерам и фирмам созданы отдельные страницы, см. раздел РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО.

Если у Вас есть желание добавить клеймо, которого ещё нет в каталоге, пришлите нам его качественную и чёткую, сделанную лично Вами, фотографию. Мы можем указать Вас автором присланной фотографии, если она будет опубликована в каталоге.

Если Вам нужна помощь в атрибуции клейм или другая консультация по русскому серебру или ювелирным изделиям, то Вы можете прислать нам крупные, чёткие фотографии клейм и самого изделия, и мы, по возможности, постараемся помочь.

Многие старинные русские изделия из серебра интересны нам для покупки в коллекции, поэтому будем рады рассмотреть Ваши предложения.

rus-antiques@mail.ru

Кострома

Красносельская и Сидоровская волости Костромской губернии

МАНИЛОВ В. Зиновьев (?)

Д. Алеево Сидоровской волости.

Известен мастер Манилов Иван Зиновьев из д. Алеево Сидоровской волости, клеймо ИЗМ (Постникова-Лосева № 918):

В Указателе Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 г. упоминаются братья Маниловы из той же деревни. Вероятно они и есть.

РАТЬКОВ Иван Ефимов

Село Сидоровское

Музейные собрания: ГИМ (ситечко для чая)

Постникова-Лосева: 940а

Фото: Денис Кораблев

МУРОМКИН Петр Михайлов

Село Красное

Музейные собрания: КОКМ (кольцо)

Постникова-Лосева: 1052

Москва

ИВАНОВ Адриан Терентьевич

Владелец фабрики золотых и серебряных изделий.

Период: 1893-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (солонка, стаканчик, молочник с резьбой)

Постникова-Лосева: 2179

ПОСТНИКОВ Андрей Михайлович

Купец, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий. Поставщик Двора Е.И.В.

Период: 1868-1917(?)

Музейные собрания: ГИМ (различная посуда и предметы религиозного культа, сканная шкатулка)

Постникова-Лосева: 2230

Акимов Владимир Никитич (?)

Владелец мастерской золотых и серебряных изделий. Встречаются изделия в русском стиле.

Период: 1860 — 1908 г. (?)

Музейные собрания: ГИМ (уполовники с резьбой, чайник, сахарница, кружечка и стакан)

Постникова-Лосева: с точкой нет

СИКАЧЕВ Василий Сергеевич

СДМ с 1881 г. Владелец фабрики серебряных изделий с 1891 г. В основном изготавливал церковную утварь.

Период: 1891(?)-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (кресты наперсные)

Постникова-Лосева: 2344

ЕРМОЛАЕВ Егор или ЕВДОКИМОВ Ефрем (?)

На данный момент есть два претендента. Оба упоминаются у Скурлова и Иванова.

У Постниковой-Лосевой — неизвестный мастер.

Период: 1834-1867 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (черневая табакерка, ложка)

Постникова-Лосева: 2436

АЛЕКСЕЕВ Иван Алексеевич

Владелец фабрики золотых и серебряных изделий. В 1897 г. имел 33 рабочих, 10 подростков и 7 мальчиков, выработал серебряных изделий на 13000 руб. Дело в начале XX в. продолжали сыновья  Александр и Иван. Работал в русском стиле.

Период: 1876-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (оклад иконы с эмалью)

Постникова-Лосева: 2472

ХРОМОВ Иван Степанович (?)

Предположительно клеймо ИСХ принадлежит этому владельцу мастерской серебряных изделий. Других московских мастеров с такими инициалами (ИСХ) найти не удалось. Посуда.

Период: 1895-1912 гг. (?)

Постникова-Лосева: нет

Неизвестный мастер

Изделие: столовая ложка.

Период: 1820 г.

ПЕЦ Константин Яковлевич

СДМ,  владелец «заведения» серебряных, металлических и накладного серебра изделий.

Период: 1835-1875 гг.

Музейные собрания: ГИМ (ложки и стаканчики с чернью, крест, солонка)

Постникова-Лосева: 2601 (без точки)

К. ФАБЕРЖЕ, фирма

Фирма «К. Фаберже». Московское отделение фирмы основано Карлом Фаберже при участии его компаньона Аллана Бо в 1887 г. Фабрика с 1890 г. С 1902 г. — Торговый Дом «К. Фаберже, Москва».

Период: 2.02.1887-1918 гг. (Московское отделение)

Музейные собрания: многочисленные золотые и серебряные изделия во многих музеях.

Постникова-Лосева: 2605

АНДРЕЕВА Матрена Андреевна

Владелица фабрики золотых и серебряных изделий. Посуда, украшения. Встречаются изделия с дополнительным клеймом фирмы «К. Фаберже», через магазин которой, вероятно, иногда реализовывалась продукция.

Период: 1894-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (столовая и чайная посуда)

Постникова-Лосева: 2629

ГОЛОЩАПОВ Михаил

СДМ. Владелец ремесленного заведения. Посуда.

Период: 1883-1912 гг.

Музейные собрания: ГИМ (солонка в виде деревянной солоницы, рюмка, ложка-ситечко)

Постникова-Лосева: 2638

ДМИТРИЕВ М.

Мастер серебряного, чеканного и черневого дела, владелец мастерской. Посуда.

Период: 1854-1877 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (стаканы, ложки с чернью)

Постникова-Лосева:

ПОКРОВСКИЙ Николай Тихонович

Владелец мастерской золотых и серебряных изделий. Предметы личного обихода, посуда, чернь.

Период: 1865-1900 (?)

Музейные собрания: ГИМ (портсигар с чернью)

Постникова-Лосева: 2745

КУРЛЮКОВ Орест Фёдорович

Владелец фабрики золотых и серебряных изделий в Москве, основанной в 1895, и магазина. Поставщик Двора Е.И.В. Фирма сотрудничала с мастерской Фёдора Рюкерта.

Период: 1884-1816 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (чайный, винный приборы с эмалью, портсигар, декоративная ваза)

Постникова-Лосева: 2765

МУХИНА Ольга Александровна (1895: Филипповна)

Владелица фабрики серебряных изделий. Предметы культа, посуда.

Период: 1890- ?

Музейные собрания: ГИМ (стаканчик с резьбой)

Постникова-Лосева: 2766

БАСКАКОВ Пётр

СДМ, цеховой. Посуда.

Период: 1883–1908 гг.

Музейные собрания: ГИМ (рюмка, подстаканник)

Постникова-Лосева: 2783

ЕГОРОВ Павел Иванович

СДМ. Владелец ювелирной мастерской. В основном изготавливал посуду.

Период: 1880–1892 гг.

Музейные собрания: ГИМ (ложки, ложка-ситичко, подстаканник, совочек для сахара)

Постникова-Лосева: 2799

ОВЧИННИКОВ Павел Акимович

Фирма П.А. Овчинникова

Период: 1854 (осн. фабрика) — после 1916 (в 1888 гг. П.А. умер, далее дело продолжали сыновья, в 1916 г. фабрика ещё упоминается)

Музейные собрания: ГИМ (различные предметы посуды, писчий прибор, оклады икон, оправа альбома с эмалью), МК (лампада с прозрачной эмалью), ГЭ (чайный сервиз) и др.

Постникова-Лосева: 2826

САЗИКОВЪ

САЗИКОВЪ, фирма

Фирма Сазиковых

В этот период, с 1830 по 1868 год, фабрикой владел Игнатий Павлович Сазиков, сын основателя фабрики (по Скурлову).

Период (по Волдаевой): 1796 г. — основатели фирмы Фёдор Ермолаевич и его сын Павел Фёдорович Сазиковы прибыли в Москву и записались в купечество.

1804 г. — имеется документ, свидетельствующий об изготовлении и продаже ими серебряных изделий.

1811 г. — получили от Московского магистрата право официально «именоваться фамилиею Сазиков».

1836 г. — решение Департамента мануфактур и внутренней торговли о придании мастерской Сазиковых статуса фабрики.

1837 г. — Игнатий Павловігч Сазиков лично получил «Высочайшее дозволение именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий» (клейма со знаком Поставщика известны только с 1842 г.).

1845 г. — умер основатель фирмы Павел Фёдорович Сазиков.

1887 г. — фабрика и магазин перешли к фирме И.П. Хлебникова

Музейные собрания: Многочисленные предметы в разных музейных собраниях

Постникова-Лосева: без двуглавого орла — знака Поставщика не опубликовано.

ИКОННИКОВ С. М.

Период: 1860-1882 гг.

Музейные собрания: ГИМ (чашка с блюдцем, солонка, сливочник)

Постникова-Лосева: 2872

ЛЕВИН Степан Кузьмич

Владелец фабрики по производству серебряных изделий. Посуда, чернь.

Период: 1875- (?)

Музейные собрания: ГИМ (столовые ложки, стакан с резьбой)

Постникова-Лосева: 2882

РЫЧАГОВ Тимофей Филиппович

Владелец мастерской серебряных изделий. Посуда.

Период: 1896-(?)

Постникова-Лосева: 2933 (без точки)

Рига

МЮЛЛЕР Рихард

ЗДМ, СДМ. Встречаются изделия в русском стиле.

Период: 1873-1897 гг.

Постникова-Лосева: 3377

Санкт-Петербург, Петроград

БР. ГРАЧЁВЫ, фирма

Основатель фирмы Гаврила Петрович Грачев, после его смерти дело продолжали его сыновья. Поставщики Двора Е.И.В.

Период: 1856-1917 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (самовар, стопа, стакан, складень, нож десертный, серебряная скульптура Петра I на каменном постаменте, часы в виде скалы, ложка); ГЭ (солонки с эмалью); ГОП (ковш в форме раковины) и др.

Постникова-Лосева: 1237

ИВАНОВ Василий (?)

Предположительно один из Василиев Ивановых. И у Иванова, и у Скурлова есть несколько претендентов.

Период: 1897 — 1899 (клеймо-двойник с засечками, поставлено как основное)

Иванов: 1613, 1616, 1617

Постникова-Лосева:

Скурлов:

КОХУН Роберт (Роман) Яковлевич

СДМ, купец 1-ой гильдии. С 1842 по 1879 г. содержал фабрику фирмы «Никольс и Плинке» на Лиговской ул., д. 38

Период: 1842-1883 (?)

Музейные собрания: ГИМ (кофейник, сахарница и сухарница с резьбой)

Постникова-Лосева: 1395-1397

Санкт-Петербург, Петроград. Клейма на английском языке

ЛЮБАВИН Александр Венедиктович

СДМ и ЗДМ, основатель и владелец фабрики серебряных изделий «ЛЮБАВИН». Золотая медаль на выставке в Н. Новгороде в 1896 г. Поставщик Двора Е.И.В.

Период: 1893-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (кружка и бокал с резьбой, оправа складня, сахарница, закладные доски); КОКМ (стакан)

Постникова-Лосева: 1476 (AL.), 1477 (A.L)

НОРДБЕРГ Иосиф (Nordberg Joseph, 1817–1887)

ЗДМ и СДМ. Несоответствие дат жизни Нордберга и даты клейма на фото можно объяснить тем, что часто наследники умершего мастера продолжали довольно длительное время использовать его именник. Другого мастера с таким именником неизвестно.

Период: 1873-1917 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (солонка, щипцы для сахара)

Постникова-Лосева: 1736

НИКОЛЬС И ПЛИНКЕ

Известная петербургская фирма «Английский магазин». Владельцы: Виллиам Плинке и Константин Никольс — потомственные почетные граждане с 1844 г. Поставщики Двора Е.И.В. Придворная контора заготовляла все серебряные вещи через их магазин. Фабрику фирмы с 1842 по 1879 гг. содержал купец 1-ой гильдии Роберт (Роман) Яковлевич Кохун. С началом Крымской войны название «Английский магазин» убрали из названия фирмы. С сентября 1855 по 1880 гг. фирма являлась регулярным поставщиком Капитула Императорских и Царских орденов.

Период:

Музейные собрания: ГИМ (чайные сервизы, бульотка, ваза со скульптурными фигурами, поднос, кружка)

Постникова-Лосева: 1811, 1812

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Волдаева — Волдаева, В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века : автореферат дис. … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 25 с. (PDF, 981 Кб. Источник: rsl.ru); диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 238 с.

ГИМ — Государственный Исторический музей

ГОП — Государственная Оружейная палата

ГЭ — Государственный Эрмитаж

Е.И.В. — Его Императорского Величества

ЗДМ — золотых дел мастер

Иванов — Иванов, А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946) = Assaying and Hallmerking in Russian (1700-1946) : Рук. и пособие для экспертов-искусствоведов Территор. упр. М-ва культуры Рос. Федерации по сохранению культур. ценностей, музейн. работников и иных специалистов / Александр Николаевич Иванов. — М. : Рус. нац. музей, 2002. — 750, [1] с. : ил., портр., табл.; 30 см.; ISBN 5-242-01710-4

КОКМ — Калужский областной краеведческий музей

МК — Музей керамики

Постникова-Лосева — Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. : (Территория СССР) / М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова; [ВНИИ искусствознания]. — М. : ЮНВЕС : ТРИО, 1995. — 373,[2] с. : ил.; 30 см.; ISBN 5-88682-002-7 (В пер.) : Б. ц.

СДМ — серебряных дел мастер

Скурлов — Архив Валентина Скурлова

ТД — Торговый Дом

ЮДМ — ювелирных дел мастер

Литература и источники:

Адресные книги и справочники XIX — начала XX в.

Архив Валентина Скурлова

Волдаева, В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века : автореферат дис. … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 25 с. (PDF, 981 Кб. Источник: rsl.ru) ; диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 238 с.

Всемирные и всероссийские выставки XIX — начала XX вв.

Иванов, А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946) = Assaying and Hallmerking in Russian (1700-1946) : Рук. и пособие для экспертов-искусствоведов Территор. упр. М-ва культуры Рос. Федерации по сохранению культур. ценностей, музейн. работников и иных специалистов / Александр Николаевич Иванов. — М. : Рус. нац. музей, 2002. — 750, [1] с. : ил., портр., табл.; 30 см.; ISBN 5-242-01710-4

Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. : (Территория СССР) / М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова; [ВНИИ искусствознания]. — М. : ЮНВЕС : ТРИО, 1995. — 373,[2] с. : ил.; 30 см.; ISBN 5-88682-002-7 (В пер.) : Б. ц.

Смотрите также разделы:

РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ

Датировка колец и их разновидности на Руси

Первое письменное упоминание предмета на Руси, которое надевают на пальцы и именуется перстнем, известно с XI в, а с XIII века появляется и термин кольцо. Но история первых находок уходит в VII века, а повсеместно их начинают находить в захоронениях IX-X вв. Причем интересно, то что с принятием христианства, рисунки на перстнях еще очень долгое время остаются с языческими узорами. Массовое производство перстней начинается в XII-XIII веках, тогда же появляются и местные типы колец, до этого же на огромной территории России преобладают украшения не имеющие четко выраженной «племенной» принадлежности.

Самыми распространенными кольцами, по которым можно было идентифицировать славян, являются рубчатые или ложновитые кольца, которые изготавливались с XI по XIV века.

XI — XIV вв.

А теперь рассмотрим основные виды перстней на Руси, которые отличались друг от друга изображениями, а так же формой.

Всадники и воины.

Появляются в XIII веке и повторяют изображения на удельных монетах того времени, где воин обязательно что-то держит в руке, будь то меч, копье или сокол. Распространены вплоть до конца XVIII века.

XVI век

всадник с мечом XVII век

всадник с копьем XVII век

Зверь

Появляется так же как и всадник в XIII веке и поначалу изображается как Семаргл, бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. С ХIV-XV века изображения начинают упрощаться, поэтому без огня и крыльев, Семаргл становится похож на льва, птицу, а где то и на собаку.

XIII-XIV век

XIV-XV век

XV-XVI век

XVII-XVIII век

XVIII век

Рогатые или с шипами

Такие перстни появляются на Руси сначала подражаниями колец Волжской Булгарии и не имеют каких-либо рисунков, но после нашествия Золотой Орды на таких перстнях появляются тамгообразные символы.

X-XII век

XII-XIII век

XIII-XV век

Тамга и знаки

Тамга — это в первую очередь знак, который имеет множество смыслов, от оберега до фамильного герба. Использовался на Руси начиная с X века и встречался на керамике, архитектурных сооружениях, а так же на оружии. Само слово пришло к нам от Татаро-монголов и на перстнях мода на такие изображается длится до тех пор, пока иго было полностью не устранено с русских земель.

XIII-XIV век

XIII-XIV век

XIII-XIV век

XIV-XV век

Ключи,замки и надписи

Первые перстни с таким изображением появились в XVI веке и практически на всех из них еще можно увидеть буквы, которые в основе своей были сокращениями «Печать Доброго Человека», а так же можно встретить перстни с надписями ПЕНЯоУ / МНОВ / ЯКРЕП / ОСТЬ (“Печать на умнова крепость). Такие перстни изготавливали себе или дарили людям, которые имели безупречную репутацию, были не опорочены и обладали определенными правами и капиталом. Изготавливались они вплоть до XIX века. Интересны они тем, что практически все перстни начиная с XVII имеют 22 размер, а это значит, что хозяева таких экземпляров были просто огромными для тех времен.

XVII-XVIII век

XVII

XVIII — XIX век

Свастика (солярный знак)

Это один из самых древних языческих символов. На Руси использовался как оберег и символизировал солнце, а так же плодородие. Имелся и так называемый «обратный» вид свастики (противоположного направления), который символизировал тьму и разрушения. Но у предков была гармония, где свет сменял тьму, а рождение смерть, поэтому не было разделения на хорошую и плохую свастику, до того момента пока знак не осквернили нацисты.

XIII — XIV век

Инициалы

Такие перстни еще называют в народе «печатки», так как главное их предназначение было проставление оттиска при запечатывании письма. Массовое появление их на Руси датируется XVII веком, когда их носили исключительно на мезинце или безымянном пальце, но со временем свои функции печати перстень начинает утрачивать, превращаясь в обычное украшение, которое популярно у большинства и сейчас.

XVIII век

XVIII век

Глаза и точки

По сложившийся версии, такие точки на перстнях как и свастика, являются солярными символами, а значит служили оберегами, но споры не утихают по количеству точек на них. Потому что встречаются перстни с 1,4,5,9 и даже с 18 точками.

XII-XIV век

XIII- XV век

XVII век

XVII — XVIII век

Корабли

Трактовать корабли на перстнях можно по разному, основные версии: как знак христианства — явленное Христом чудо на море Галилейском, когда Он успокоил волны и спас судно апостолов от разрушения, послужило тому, что корабль стал религиозным символом. Другая языческая версия, где корабль символизирует смерть и в тоже время бессмертие (Бог Ра плывет днем и ночью на ладье, греки кладут умершему в рот монетку, чтобы тот мог оплатить Харону переправу через реку, викинги сжигали умершего с кораблем спущенным на воду и т.д) . Но если отойти от религиозных тем, то в основном корабль символизирует путь жизни. Перстней с таким изображением на Руси встречаются не часто и появляются в основном в XVI веке.

XVI -XVII век

XVI-XVII век

XVII век

XVII — ХVIII век

На Руси были и другие разновидности перстней, например такие как салтовского типа или перстни с надписями на других языках, которые были подражаниями перстней из соседних пограничных земель.

салтовский тип VIII-Х век

Но встречается и много непоределенных типов, изображения которых сложно поддаются анализу, например как кисти рук и многое другое.

XIV век

wordpress themes. © 2014-2020 Все права защищены.

Previous Entry | Next Entry

Славянские ювелирные украшения XI-XIII веков в рисунках-реконструкциях Олега Федорова

Все больший интерес вызывает тема реконструкций древних ювелирных украшений.  К сожалению, не все украшения славянских женщин, а они достаточно хорошо изучены сегодня, может носить современная женщина. По той простой причине, что зачастую их носили не как самостоятельные украшения, например, серьги, а в составе головного убора. Исторический художник Олег Владимирович Федоров по материалам археологических исследований реконструировал облик древних славянок и способы ношения ювелиных украшений в 11-13 веке. Художник родился в Омске в 1964 году, окончил ВГИК, работал на киностудии Горького, преподавал живопись и рисунок в Школе-Студии МХАТ. Отсюда его умение вжиться в эпоху, оживить образы и воссоздать атмосферу подлинной жизни вплоть до мельчайших деталей. Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992 годов. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII – начало XIII вв. По материалам Киевских кладов. Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в. Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века. Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X – начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском. Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года. Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI – XII вв. Кстати, вятичи и есть коренные москвичи :)) Много их курганов, то есть древних кладбищь, находятся в Царицынском и Филевском парках. Холмы побольше и расположены свободнее, не так тесно как хорогят сейчас.. И во Владимирской области, конечно. Женщина вятичей (та же самая,  но уже замужняя) в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, конец XI века – XII век. Здесь о ювелирных инструментах вятичей Легенда гласит,  что Радим и Вятка были родными братьями – радимичи расселились по реке Соже, а вятичи – на Оке. Височные кольца этих родов отличались – у радимичей семилучевые,  а у вятичей семилопастные. Археолог А.А.Спицын занимался раскопками в этих местах еще в 19 веке. Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII – начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН. Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века – начало XIII века. Источник

Recent Posts from This Journal

  • Смешно)))

    Иногда попадаются ролики смешные очень) непонятно минуты 2, потом смешно) По мотивам корейского сериала про миротворцев Потомки солнца. Про…

  • Бусина Кумихо

    Кумихо – корейский мифический 9-хвостый лис – оборотень (или лиса). Подобный персонаж есть и в японской мифологии, там его называют кицунэ – в ролике…

  • Золото и ювелирное искусство этрусков

    Этрусская цивилизация существовала в I тысячелетии до н. э. примерно на территории современной Тосканы в Италии. Культура этрусков предшествовала…

  • Турецкий “Дар”, Гебекли-Тепе и татуировки на подбородке

    Турецкий сериал “Дар” или “Атийе”, снятый в стиле “Кода да Винчи” или “Индианы Джонса”, но на турецкий манер,…

  • О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

    История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире…

  • Екатерингоф. Драгоценности и судьба

    “Чем мы не римлянки, приносившие на алтарь отечества свои драгоценности!” Менделеева-Блок Петергоф знают все. а Екатерингоф, подаренный…

  • Карельское карсикко

    Карсикко – особым способом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Традиция, распространенная у финно-угров, – карел, финнов и других народов.…

  • Брошь маркизы де Севинье

    Жиль Л'Эгаре, один из величайших ювелиров века Людовика XIV, создал «noeud à l'Egaré» или «брошь…

  • Кипрский бык

    Древнее изрбражение священного быка на Кипре не редкость, интересно, что изображение верховного божества в древние времена носили также и в виде…

Buy for 20 tokens Journal information Current price20 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake20 LJT View all available promo Гагат – камень богинь, …воров и почтальонов Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень – попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата…

Profile

Украшения мира

Latest Month

December 2020
S M T W T F S
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+3]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+5]
  • : Ювелирные украшения XI-XIII веков в рисунках-реконструкц [+1]
  • (Anonymous) : (no subject) [+5]
  • : (no subject) [+1]
  • : (no subject) [+1]
  • : Славянские ювелирные украшения XI-XIII веков в рисунках-р [+0]
  • : Славянские ювелирные украшения XI-XIII веков в рисунках-р [+0]
  • : Коренная москвичка. Украшения вятичей [+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com

Русский Стиль

Адрес: 156001,Кострома, ул. Галичская, 47б Телефон: +7 (4942) 55-83-22 Ювелирные фабрики

Ювелирный завод Злато

Адрес: Кострома, ул. Ленина, 160 Телефон: +7 (4942) 45-15-71 Режим работы: пн-пт 8:00-18:00 Ювелирные фабрики, Ювелирные магазины, Ювелирные камни

Торгово-производственная компания Золотой лев

Адрес: Россия, Кострома, Московская улица, 94А Телефон: +7 (4942) 42-00-40, +7 (4942) 43-33-61 Режим работы: пн-пт 8:00-17:00 Ювелирные фабрики

Ювелирная Компания Опалиха

Адрес: 156012,Кострома, ул. Опалиха, 9б Телефон: +7 (4942) 35-36-36 Ювелирные фабрики

Кудесы

Адрес: Кострома, Кинешемское ш., 60 Телефон: +7 (4942) 46-60-97, +7 (911) 614-77-77 Режим работы: пн-сб 9:00-18:00 Ремесла и художественные промыслы, Ювелирные фабрики

Алькор Костромская ювелирная фабрика

Адрес: Кострома, Ключевской пр-д, 1а Телефон: +7 (4942) 33-53-33, +7 (4942) 33-08-11 Ювелирные фабрики

Русское золото

Адрес: 156005,Кострома, ул. Лагерная, 4 Телефон: +7 (4942) 32-18-77 Ювелирные фабрики

НьюГолд, компания

Адрес: 156019,Кострома, ул. Зеленая, 2 Телефон: +7 (4942) 42-01-60 Ювелирные фабрики

Голд Стрим

Адрес: Кострома, ул. Титова, 16 Телефон: +7 (4942) 42-42-92, +7 (4942) 42-42-60, +7 (4942) 42-42-30, +7 (4942) 39-20-09, +7 (4942) 42-42-70 Режим работы: пн-пт 10:00-19:00; сб,вс 11:00-17:00 Ювелирные фабрики, Ювелирные магазины

Ювелирная компания Артефакт

Адрес: Кострома, ул. Ткачей, 5 Телефон: +7 (4942) 30-25-33, +7 (4942) 55-26-61, +7 (4942) 30-04-33 Режим работы: пн-сб 9:00-18:00 Ювелирные фабрики, Ювелирные мастерские

Ювелирная дизайн-студия Gold Fashion 44

Адрес: Кострома, ул. Восточная, 1 Телефон: +7 (920) 640-74-74 Ювелирные фабрики, Ювелирные мастерские, Студии дизайна

Jenavi

Адрес: Россия, Кострома, Октябрьская площадь, 1, универмаг Телефон: 8 (800) 505-00-17 Ювелирные фабрики, Магазины бижутерии

Золотой лев торгово-производственная компания

Адрес: Кострома, Кинешемское ш., 4 Телефон: +7 (4942) 42-00-40 Ювелирные фабрики

Sunlight

Адрес: Кострома, ул. Магистральная, 20 Телефон: 8 (800) 775-22-22, 8 (800) 100-52-40 Режим работы: ежедневно, 10:00-22:00 Ювелирные фабрики, Ювелирные магазины

Ювелир.ру

Адрес: 156000,Кострома, ул. Свердлова, 58/23 Телефон: +7 (4942) 62-28-22, +7 (4942) 37-27-34, +7 (4942) 62-29-99 Режим работы: пн-пт 10:00-18:00 Ювелирные фабрики, Ювелирные магазины, Фотоуслуги

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий